Братья, сёстры, 

друзья!

 

      Этот сайт посвящен Храму Богоявления Господня в Дорогомилово - главной святыне старинного района нашего первопрестольного града Москвы. Храм этот ведет свою историю с XVI века. Ему суждено было пройти путь от деревянной приходской церкви в ямской слободе до величественного собора, построенного в 1908 году по инициативе и на средства прихожан по проекту В.Е. Сретенского в русско-византийском стиле. Собор стал крупнейшим приходским храмом Первопрестольной столицы и вмещал до 10 тысяч молящихся. 

Наша инициативная община при поддержке городских властей на разных уровнях, писателей, журналистов, архитекторов, художников, жителей района предлагает воссоздать этот прекрасный Храм. Возрожденный Дорогомиловский собор явился бы центром духовно-нравственного возрождения, а также стал бы достойным украшением старинного московского района, да и всей Москвы.

Сейчас нашей инициативе нужна широкая поддержка жителей, и не только района Дорогомилово. Мы продолжаем сбор подписей за воссоздание Храма.

Приглашаем всех неравнодушных инициативных людей присоединиться к нашей общине.

О том, как это сделать - смотрите в разделе "Инициативная община".  

Молебны о возрождении собора Богоявления Господня в Дорогомилово, временно, переносятся на пятницу, 18.00 и проходят в студии у старосты. Если у вас есть желание присоединиться, звоните.

Общиной принято  решение издать в следующем, 2018  году, красочный альбом о нашем Богоявленском соборе, посвященный 110-летию его освящения и 80-летию разрушения. Просим вас, если вы знаете что-нибудь о нашем соборе или его новомучениках, напишите или позвоните нам, ваши материалы могут быть включены в издание! 

_____________________________________________________________________

новости, события, даты____________________________________

В 1922 году храм Христа Спасителя был захвачен обновленцами. Упомянутый же нами собор остался верен Патриарху, и вскоре стал кафедральным храмом Московской епархии. Считается, что кафедра была перенесена сюда в 1931 году после разрушения храма Христа Спасителя. Другие называют более раннюю дату - конец 1920-х годов, поскольку уже тогда здесь стали совершаться архиерейские богослужения.

Собор был безжалостно уничтожен - взорван, 27 сентября 1938 года. Причем, как доверительно сообщает газета «Рабочая Москва» от 10 сентября 1938 г.: «Стены его чрезвычай­но крепки. Для того чтобы их взорвать, придется при­менить, так называемые, сосредоточенные заряды ам­монала». После этого кафедра патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха,переместилась в собор Богоявления Господня в Елохове.

1920-1930-е богослужения в этом храме часто посещал художник Павел Корин. Именно здесь он сделал ряд набросков к своему знаменитому полотну «Русь уходящая». Художник говорил о замысле картины: «За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Тут больше меня, чем всех этих людей; я старался их видеть просветленными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии «уходящее». Когда все пройдет, то самое хорошее и главное - оно все останется».

В этом соборе будущий Патриарх Пимен был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем и во иеромонаха. В течение нескольких лет (1931-1935 гг.) о. Пимен нес здесь послушание по руководству церковным хором. Он принял хор, организованный ранее известным регентом П.К. Нестеровым. Впоследствии, вспоминая начало 1930-х годов, Патриарх Пимен говорил: «Мое благовестничество началось с того времени, как я принял сан иеромонаха».

Много можно вспомнить и других примечательных фактов, связанных с этим славным собором. Пожалуй, самый поражающий из них  - это то, что собор сей в наши дни как будто совершенно забыт народом.

Это собор Богоявления Господня в Дорогомилове.

Сейчас на его месте, недалеко от Киевского вокзала и торгового центра «Европейский», стоит жилой дом (ул. Большая Дорогомиловская, д. 1), «срезанный» угол которого находится там, где были апсиды алтарей.

История храма тесно связана с историей Дорогомиловской ямской слободы. И хотя в клировых ведомостях об этой церкви писалось «когда и кем построена, неизвестно», можно предположить, что первоначальное основание храма относится ко второй половине XVI в., к годам правления царя Ивана Васильевича Грозного. Поскольку русский человек не мыслил своего бытия без храма Божия, то и церковь должна была быть построена вместе с основанием ямской слободы. Церковь Богоявления Господня значится уже в окладной книге 1625 г. В синодальном справочнике в качестве даты построения указан 1626 год, когда большой пожар спалил множество храмов в Москве. В 1722 году храм стал каменным. 

По инициативе и «на трудовые копейки и гроши бедных жителей Дорогомилова» в конце XIX в. к старому каменному был пристроен новый, вместительный, храм (архитектор В.Е. Сретенский). Богоявленский собор стал самым обширным из всех московских приходских храмов. Его длина с алтарем была более 30 саженей, ширина 23 сажени (соответственно 64, 49 м). Высота его составляла 15 саженей, или 32 м (высота храма Христа Спасителя равнялась 48 с половиной саж., а высота Успенского собора – 21 саж., или соответственно 103,5 м и 45 м). Церковь вмещала свободно до десяти тысяч богомольцев.

Пасмурным утром 29 сентября 1908 года, при гро­мадном стечении богомольцев (до 7000 человек), Первосвятитель Московский, митрополит Владимир (Богояв­ленский) освятил главный престол. Через месяц, 2 нояб­ря, был освящен придел во имя преподобного Сергия, а 14 декабря – придел во имя святителя Тихона. 8 ноября 1909 года было совершено освящение вновь сооруженного иконостаса главного алтаря. 1 декабря 1909 года преосвященный Василий, епископ Можайский, освятил придел во имя св. Николая Чудотворца, и 21 февраля 1910 года преосвященный Трифон, епископ Дмитровский (Туркестанов) совершил освящение пятого придела во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

В 1920-1922 гг. в помещениях прежних западных приделов освящены были престолы Георгия Победонос­ца и Казанской Богоматери, перенесенные из закрытых для служб церквей.

Храм славился не только своими размерами, но и своей активной приходской жизнью. Известно, что в 1882 году Общество любителей духовного просвещения приступило к устройству религиозно-нравственных собеседований с народом в наиболее людных местностях Москвы. В Богоявленской церкви собеседования проводились по воскресным дням после вечернего богослужения (в 5 часов вечера), начинаясь с половины ноября и оканчиваясь в неделю Ваий. На эти беседы собиралось от 150 до 375 человек. 

В марте 1889 года к беседам присоединилось по желанию слушателей, не раз заявленному ими, и с разрешения епархиального начальства, общее пение общеизвестных молитв перед началом бесед и по окончании их. Каждый раз введенное общее пение привлекало массу народа. Многие являлись издалека. Менее 600 человек ни разу не было. 

Лишь только 5 марта объявлено было о таковом разрешении местным священником в речи, сказанной им по этому поводу во время литургии, как в тот же день еще за час до вечерни, народ во множестве стал собираться в церковь, и храм, вмещающий до 800 человек, наполнился так, что трудно было занять в нем какое-либо место. С живым интересом и напряженным вниманием выслушано было предстоящими поучение благочинного о значении общего пения в церкви, произнесенное им перед началом общего пения, которое на первый же раз прошло с замечательным порядком и строем под руководством назначенных для управления массой голосов искусных в пении псаломщиков. Такое пение производило потрясающее впечатление.

Пела именно вся церковь: и мужеский пол, и женский, и возрастные, и малолетние. Пели всем известные молитвы: перед началом бесед – Царю небесный... Отче наш... Верую во единаго Бога... Воскресение Христово видевши... Спаси, Господи, люди Твоя ...; после беседы – Богородице Дево радуйся... Взбранной Воеводе победительная... Не имамы иныя помощи... и Достойно есть. Каждый раз введенное общее пение привлекало массу народа. Многие являлись издалека. Менее 600 человек ни разу не было. Церковные песнопения исполнялись с любовью и благоговением всеми предстоящими в храме.

В начале XX в. был создан Дорогомиловский отдел Общества Трезвости. При этом Обществе были чайная и библиотека, устраивались чтения для народа. В чайной еженедельно совершались молебствия, раздавалась пастырская проповедь о вреде пьянства и призыв к трезвой жизни. Впоследствии при Дорогомиловском Обществе Трезвости были открыты вечерняя школа для рабочих и бюро юридической помощи.

17 октября 1888 года произошло чудесное спасение от опасности при крушении поезда близ станции «Борки» Государя Императора и царской семьи. В 1890 г. прихожане Богоявленской церкви, желавшие «чтобы память о чудесном событии 17 октября, как можно более, оживлялась среди местных жителей», получили разрешение совершать крестное хождение вокруг храма. Впоследствии к крестному ходу вокруг храма присоединилось еще и шествие к Дорогомиловской заставе с торжественным молебствием там. Упоминание об этом ежегодном крестном ходе встречаются вплоть до революции.

В праздник Богоявления Господня, несмотря на лютые «крещенские» морозы, благочестивые дорогомиловцы считали своей обязанностью окунуться в специально огороженный и освященный участок реки (Иордань).  Благо, храм во имя Богоявления Господня был сооружен на правом берегу Москвы-реки в конце ямской слободы, в расстоянии около 200 саженей от берега. Приходской праздник составлял важнейшее событие в жизни слободы и чествовался прихожанами преимущественно перед другими церковными праздниками.

Прихожане любили свой храм. Свидетельство такой любви – житие первого новомученика Богоявленского собора – мирянина Сергия Тихомирова. Он пострадал за Христа по делу «Московский процесс об изъятии церковных ценностей» в 1922г.

Вот как описывает обстоятельства дела Т.О. Крылова в своей книге «История Дорогомиловской ямской слободы и церкви Богоявления Господня»: «Для получения «откликов трудящихся», одобряющих ограбление церквей, в Дорогомилове был организован 21 марта 1922 года агитпункт на Брянском вокзале.  

5 апреля 1922 года, в среду на 6-ой неделе Великого поста, после окончания обедни в Дорогомиловском храме около 15 человек молящихся оставались в церкви. Ко­миссия по изъятию церковных ценностей вошла в храм и начала убеждать молящихся уйти. После долгих пререка­ний последние вышли. В это время вокруг храма, охра­няемого красноармейцами ЧОНа, собралась толпа снача­ла человек 300, которая пыталась войти в храм. Толпа быстро росла. На приказ охраны разойтись толпа ответи­ла криками «Бей жидов-грабителей! Бей коммунистов!» и начала кидать в охрану камнями. Охрана была усилена, но толпа оттеснила ее к паперти и несколько человек, за­бравшись на колокольню, стали бить в набат.

Школы были распущены при первом же ударе набата и подростки толпой хлынули к церкви. Толпа по пре­имуществу состояла из подростков и пожилых прихо­жан. Толпа сбегалась отовсюду и достигла 1000 чело­век (по некоторым источникам до 2-х тысяч). Просьбы священников Михайловского и Зерцалова, вышедших из храма с целью внести успокоение в толпу, толпы не успокоили. Представителю властей с двумя комиссарами удалось проникнуть к церкви и, выломав дверь, взобрать­ся на колокольню.

Недалеко от храма избили любопытного господина в великолепной шубе и на великолепной машине при­бывшего поглазеть. Господин тщетно крестился и только, расстегнув рубашку и показав крест, был освобожден и на машине с разбитыми стеклами удалился восвояси.

Вызванная пехота и кавалерия разогнали толпу. Ри­кошетом пулей, направленной вверх и отскочившей от колокольни, был легко ранен мальчишка в ногу. В ре­зультате оказались побитыми 2 человека, более легкие ранения получили до 10 человек. Комиссия продолжала работу до полного изъятия.

Священник о. Сергий Зерцалов пытался спасти неко­торые иконы, крест, Евангелие и священные сосуды, спрятав их под престолом в одном из приделов, по ему это не удалось. Было изъято церковного серебра весом в 14 пудов 19 фунтов 44 золотника, что оценивалось в до­военных золотых рублях в 7532 рубля 95 копеек. По на­стоянию церковного совета и священников были оставле­ны на временное пользование одно Евангелие в серебряном окладе, 1 сосуд с приборами, одно серебряное крапило и серебряный ковчег.

Было арестовано двенадцать прихожан Богоявленского храма, в том числе,  Тихомиров Сергей Федорович, 57 лет, владелец мяс­ной лавки. Были также задержаны члены приходского совета, агитировавшие против изъятия церковных ценностей.

Наступили дни Страстной седмицы. Прихожане Бого­явленской церкви скорбели о страданиях Спасителя, «яко плача и сетуя, тако смиряхся». Храм был ограблен. Два священника (о. Михайловский и о. Зерцалов) были арестованы, а третий священник был болен. Подавляю­щее большинство духовенства питало глубокую антипа­тию к Советской власти. Однако к 1922 году политиче­ское положение столь резко изменилось, что лишь очень немногие решались бросить открытый вызов власти. Сре­ди духовенства многие хотели найти какое-то взаимопо­нимание с Советской властью, чтобы спасти Церковь от полного уничтожения. Изъятие церковных ценностей явилось оселком для испытаний политических убеждений духовенства.

О. Николай Михайловский за несколько дней до изъ­ятия ценностей огласил с амвона Богоявленской церкви воззвание Патриарха Тихона. Правда, затем на суде в своем последнем слове он раскаялся и был за это поми­лован. При этом, как уже говорилось, следует учесть, что в это время у него умирал сын, и о. Николай хотел полу­чить возможность проститься с ним.

О.      Сергий Зерцалов был приговорен к 3-м годам ли­шения свободы, но в виду преклонного возраста ему и некоторым другим осужденным наказание было сочтено условным.

Прихожане Белов, Голубев, Воронин, Циркин, Куз­нецов, Павлов и Шости были по суду оправданы. Несколько человек было освобождено в силу своего несовершеннолетия.

По делу об изъятии церковных ценностей в Москве были расстреляны 3 священника московских церквей, один иеромонах и прихожанин Богоявленского храма ми­рянин Сергий Тихомиров за независимое поведение на суде и принципиальные позиции».

Священномученики Василий, Христофор, Александр, Макарий и мирянин Сергий претерпели мученическую кончину 26 мая 1922 года, накануне Троицкой родительской Субботы.

Сейчас известно еще о семи новомучениках храма Богоявления Господня в Дорогомилове. Это первый ключарь Богоявленского кафедрального собора, прот. Павел Андреев, который был известен точным соблюдением богослужебного устава и своими замечательными проповедями. Он служил здесь в 1929-1932 гг. После первого ареста в 1932 г. по обвинению в «антисоветской деятельности и распространении контрреволюционных провокационных слухов» был сослан на три года в Казахстан. Затем, в 1937 году, снова был арестован и расстрелян 16 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне.  

Разрушение кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове предварила мученическая кончина двух его верных служителей. 11 декабря 1937 года был арестован весь причт, в том числе настоятель собора протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев. О. Василий был взят прямо из храма после ранней обедни. 22 декабря 1937 года протоиерей Василий Ягодин и священник Александр Буравцев были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Оба причислены к лику святых в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

С собором Богоявления Господня связаны жития еще четырех новомучеников: священномучеников Александра Лихарева (†17.03.1938) и Андрея Шершнева (†8.12.1937), преподобномученика Гавриила Гура (†19.11.1937), мученицы Матрены Конюховой (Матроны Дорогомиловской) (†2.12.1937).

Как здесь уже упоминалось, около десяти лет храм Богоявления служил кафедральным собором Московской епархии. По воспоминаниям современника: «Главным митрополичьим собором был Богоявленский собор в Дорогомилове. Очень любил митрополит Сергий служить в Покровской церкви на Красносельской и именно там совершать рукоположения. Другой архиерейской резиденцией был Преображенский собор на одноименной площади». Впоследствии главным митрополичьим собором стал Богоявленский кафедральный собор в Елохове, с февраля 1945 г. – Патриарший Богоявленский собор.  

Несмотря на высокий статус собора Богоявления Господня в Дорогомилове, а, скорее всего, именно благодаря ему, почва для разрушения храма готовилась  заблаговременно - еще в 1927 году его сняли с учёта, вычеркнув из списков памятников церковной архитектуры - «художественной ценности не представляет». Поэтому перед сносом не было сделано фотографий. В 1929 году рабочие-сезонники возбудили ходатайство о закрытии и передаче под клуб помещения церкви Богоявления на Дорогомиловской улице. По этой улице пролегал путь из Кремля на дачу вождя. Ходили слухи, что с высокой колокольни Богоявленского собора хорошо просматривался Кремлевский двор, где он любил гулять, что, конечно же, было недопустимо с точки зрения НКВД.  Так или иначе, в 1932 году была объявлена «безбожная пятилетка», а к 1936 году планировалось закрыть последнюю церковь. Но Господь оберегал Богоявленский храм еще несколько лет. Церковь была закрыта согласно постановлению Президиумов Мособлисполкома и Моссовета от 2 июля 1938 г.

В сентябре 1938 года началась подготовка к большому жилищному строительству на Б. Дорогомиловской улице. К работе подключился трест по разборке и передвижке зданий, который к этому времени уже закончил работы на ул. Горького. Два двухэтажных деревянных дома (39 и 51 по Б. Дорогомиловской улице) были передвинуты вглубь двора на 40 метров, а Богоявленский храм был взорван «строителями светлого будущего». На его месте был построен мрачноватый многоквартирный – генеральский, как его называл народ, – дом. От этого дома началась застройка Дорогомилова. Ныне это дом № 1 по Б. Доро­гомиловской улице (нумерация домов несколько раз ме­нялась). Ранее в нем располагались детская (ныне стома­тологическая) поликлиника и магазин «Булочная», находившийся как раз там, где прежде помещались алта­ри.

Сегодня в Москве идет широкое храмовое строительство, возрождаются многие поруганные святыни. Но собор Богоявления Господня в Дорогомилове не на слуху, о нем как бы забыли, народ безмолвствует.

Справедливости ради стоит отметить, что с августа 2005 г. существует небольшая группа энтузиастов, ратующая за возрождение московской святыни. И ей удалось сдвинуть дело «с мертвой точки». Например, за последние годы собрано более 3000 подписей в поддержку возрождения храма. В 2015 г. храм Богоявления Господня в Дорогомилово включен в Программу «200 храмов».

В 2014 г., в сотрудничестве с муниципалитетом Дорогомилово, был выявлен единственный в районе Дорогомилово подходящий участок для строительства храма – наб. Тараса Шевченко, вл. 12, 14. Это территория пустующей промзоны на месте разрушенной карандашной фабрики им. Сакко и Ванцетти. Участок расположен на высоком берегу Москвы-реки, что очень удобно для возведения Богоявленского храма, так как исторически церкви во имя Богоявления Господня возводились именно на берегу реки. Более того, рядом с промзоной – упраздненное Дорогомиловское кладбище с утраченной церковью преп. Елисаветы и могилой трёхсот умерших от ран участников Бородинского сражения.

Архитектором Романом Цеханским (16.09.17) был разработан замечательный эскизный проект храмового комплекса (при храме Богоявления планируется создание семейного центра и семейного сада).

2 июня 2015 г.  состоялись публичные слушания по территории квартала района Дорогомилово, ограниченного: наб. Тараса Шевченко, Украинский б-р, Кутузовский пр-т, границей ПК, проектируемым пр-дом 3583.

Советом депутатов муниципалитета было вынесено предложение, принятое на собрании депутатов единогласно, о строительстве на одном из участков промзоны православного храма. Это предложение было поддержано жителями района.

13 сентября 2015 г. духовником общины - о. Михаилом Володиным на промзоне был совершен первый молебен, началось обустройство площадки для молебнов.

К январю 2016 г. здесь была обустроена деревянный помост с иконостасом для совершения богослужений под открытым небом и вагончик-часовня.

19 января 2016 г. благочинный храмов Георгиевского благочиния о. Серафим Недосекин, при большом стечении народа, совершил здесь чин Великого водосвятия.

С этого дня на промзоне стали проходить регулярные молебны (каждое воскресенье, в 14.00 (то есть на этой площадке прошло уже около 90 молебнов)).

Второе Великое водосвятие было совершено 19 января 2017 г.

26 августа 2016 г. схиархимандритом Илием (Ноздриным) в сослужении со священством Западного викарианства здесь была совершена первая Божественная литургия.

16 сентября 2017 г. злоумышленники сожгли вагончик-часовню, оставив общину без крыши над головой.

Возрождение потихоньку продвигается, процесс идет, но все же, несмотря на многолетние усилия, строительство храма до сих пор так и не началось, и даже пока неясно, начнется ли. Этому великому делу сейчас очень нужна поддержка единомышленников - москвичей, всей православной России, всех вас, дорогие читатели!

Община просит ваших молитв и деятельного участия. Если у вас есть желание подключиться к возрождению Богоявленского собора, звоните старосте общины (Александр Антонов тел. 8(905)590-30-03) или пишите на hramnavodah@mail.ru.

 

Шакуро Наталья